муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа № 107"

Концепция модели общего образования «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)

Данная модель является моделью развивающего обучения. Её специфика определяется двумя концептуальными формулами и четырьмя основополагающими принципами.

 

Первая формула модели:

Эффективная система развивающего обучения реализуется на основе совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся в зонах их ближайшего развития с подключением родителей к этой деятельности.

В данной формуле содержатся четыре принципиальных положения:

1) На передний план выдвигается не репродуктивная, а продуктивная деятельность учащегося в зоне его ближайшего развития.

2) На передний план выдвигается не репродуктивная, а продуктивная деятельность учителя в зоне его ближайшего развития.

3) Продуктивная деятельность учащихся и продуктивная деятельность учителя реализуются эффективно только тогда, когда они совершаются совместно.

4) При совместной продуктивной деятельности учащихся и учителя появляется возможность естественного подключения родителей к этой деятельности.

Вторая формула модели:

Самоподдерживающийся процесс развивающего обучения возникает при использовании в этом процессе учебников развивающего типа, ориентированных на триаду: учащийся – родители – учитель.

Четыре основополагающих принципа модели
«Экология и диалектика»

2.1. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Всё, что учащийся изучает в школе должно стать для него личностно-значимым; учащийся – не сторонний наблюдатель, а заинтересованная личность. В соответствии с этим должны быть отобраны и выстроены содержание и форма преподнесения материала как в учебнике, так и при построении уроков.

Условно в принципе интегративно-гуманитарного подхода можно выделить несколько «граней» –

- грань личностного восприятия (это затрагивает или может затрагивать лично меня?),

- грань сопричастности (этого достигли люди, это им нужно – значит это доступно и нужно мне),

- грань глобального восприятия (это нужно знать всем – значит, это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям),

- грань ориентации на консенсус (я признаю за другими право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы),

- грань личной ответственности (я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы).

 

2.2. Принцип окна.

Каждый учебный предмет должен рассматриваться как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир, окружающий и включающий в себя учащегося.

В соответствии с принципом окна через разные учебные предметы должно проходить постижение учащимися разных сторон, разных граней одного и того же мира.

2.3. Принцип выхода за рамки.

Более глубокое понимание того или иного круга вопросов достигается при условии выхода за рамки этого круга, т.е.е при условии перехода к более широкому кругу вопросов. Поэтому изучение нового материала есть одновременно процесс более глубокого усвоения «пройденного» материала.

2.4. Принцип разведения уровней.

В учебном процессе должны быть разведены уровень подачи материала учащемуся и уровень воспроизведения материала учащимся, причем уровень подачи должен быть выше уровня воспроизведения.

Иначе говоря, предлагается детям много и разного, а каждый ребенок усваивает столько, сколько сегодня он может усвоить, и именно то, что ему сегодня более понятно и интересно.

 

(863) 235-55-77

(863) 233-84-63

(863) 231-00-08

sch107@yandex.ru